КРИК МОДЫ ЗА ТРЁШНИЦУ газета "Тюменский комсомолец" от 14 июня 1968 года

0 541
0 0

Газета "Тюменский комсомолец" от 14 июня 1968 года, "разгромная" статья с жесткой критикой творчества Евтушенко, Вознесенского, советских бардов

Песня и стих - это бомба и знамя и голос певца
поднимает класс



- ДО КАКИХ ПОР мы будем говорить о Евтушенко, Вознесенском где угодно, только не на молодежных вечерах, диспутах, собраниях?. - примерно так сказал первый секретарь Тюменского горкома ВЛКСМ, выступая на недавнем областном комсомольском активе.
Ясно, что Сергей Великопольский имел в виду не только творчество названных поэтов. Мы почти не говорим о современной поэзии, литературе, о современной музыке. Хотя вряд ли нужны доказательства: тяга ко всему новейшему у молодежи была сильна во все времена.
К чему ведет диспропорция интереса и возможности получить информацию? Сведения берутся часто не из первоисточника. И сама информация может оказаться не той или без необходимого комментария.
...Юрий Белкин "открыл" современных бардов через "фарцовщиков', тех, что промышляют у иностранцев то порнографию, то нейлоновые панталоны и из-под полы спекулируют этим "добром". Среди предметов "импорта и распродажи на внутреннем рынке немалую толику занимают модные записи разных там западных "хиппи" и див. Как свидетельствуют вполне официальные источники, "король джаза" Белкин выполнял неблаговидную роль "бизнесмена" с 1962 года. Он переписывал пересылаемые ему по почте "шедевры" на пластинки, магнитофонные ленты и сбывал дальше по три рубля за штуку.
Будучи пойманным за руку, он авторитетно заявил, что "хиппи" в Тюмени теперь не в цене, что на рынке их потеснил другой товар - определенного сорта опусы некоторых современных "бардов" и "менестрелей".

ИЗВЕСТНО, что в целом творчество бардов явление сложное я довольно пестрое. Часть их произведений по праву вливается и общее песенное половодье, а другая отсеивается, остается "песня [так в тексте, правильно: песней -Ред.] для себя", для узкого круга. Эта часть песен и сочинялась-то порой для забавы, без всякой претензии быть песней для всех. А есть и такие, что сочинялись и исполняются - это уже зависит от вкуса - на полнейшем серьёзе и с упоением. Пел же ведь кто-то когда-то, скажем, такое:

Увы! Куда ни покажуся,
Родные гонят прочь меня.
Пойду я в море утоплюся,
Пускай несет меня волна...

Пели еще, например, такую лакейскую песню:

"Что за славная столица, развеселый Петроград". Несколько лет назад отшумел по городам и весям сердцеед "Мишка". Все это благополучнейшим образом отметается, забывается и служит потом лишь курьезным примером известных запросов известного времени.
У многих нынешних песен бардов похожее будущее. Вообще говоря, эти песни можно долго и тщательно делить по качеству, жанрам, по назначению. Тут есть песни грустные и забавные, песни-шутки, баллады, притчи, пародии. Белкин же выбрал для своего бизнеса песнопения, рядом с которыми дребедень, достойная нэпмановских граммофонов, покажется классикой. Нам скажут, что песни, мол, тут ни при чем, что спрос рождает предложение, а спекулянту в сущности все равно чем спекулировать - были бы деньги. Да, это верно, пожалуй. Мы не согласны лишь с тем, что песня тут уж совсем ни при чем. Песни, в которых воплощена душа народа, народ поет и любит. Они, песни эти, не знают границ и не нуждаются в услугах Белкина и К°.
А вот через Белкина, поодному каналу с заморскими панталонами, идет сорт творений, который прилюдно, как и панталоны, показывать не заведено. Словом, они нашли достойный их способ распространения и потребителя.
В отдельных случаях эта песня идет на бульвар. Да и как идет!
Смотрим недавно - фланирует по Тюмени заросший отрок в немыслимых клешах. По швам бубенцы. На животе - портативный магнитофон и, простите, песни. Про "халяву рыжую", "Нинку-наводчицу".. . Парнишка млеет от сознания новомодности и интереса прохожих к себе, не замечая, что интерес-то примерно того же порядка, что к экспонату в паноптикуме "женщина с бородой". Парнишка уверен, что не продешевил, отдав за ролик трешницу. Ему гораздо важнее быть носителем "моды" и щеголять ею, чем понимать, ЧТО эта мода с собой несет.
Конечно же, зрелому человеку на дух этих песен не надо. А если он их и прослушает раз-дру-гой, то к нему они не пристанут. Для поклонения этому творчеству нужна особая почва. И вот волосатый отрок их принял как откровение, как крик моды, и, самое худшее, эти творения становятся вольно или невольно частью его идеологии, вкусов ,запросов.
Это явление - песенное хулиганство - не безобидно. В нем, если хотите, отражен один из способов духовного разложения молодежи.

НЕДАВНО в Тюмени, на судостроительном заводе, где работает "король", состоялся вечер городского комсомольского актива "И в музыке есть политика".
Его участникам было предложено прослушать ряд изъятых у Белкина песен в магнитофонной записи.
"МАРАЗМ" - таково было общее мнение о прослушанном.
Где же, спросили выступавшие, на каком дне наскребли барды эту "лексику" - "стерва", "тюряга"; эти "образы" (все та же "Нинка-наводчица", "халява рыжая", ухари пошляки) людей с социальными да и клиническими отклонениями от нормы.
К ним примыкает другой тип героя, который метит чуть ли не в правдолюбцы, в оценщики моральных ценностей нашего строя. Этот подался ни много - ни мало в певцы социальные. Ему наша жизнь представляется психолечебницей, а идеалы ее - миражем. Мораль:

...рассказал бы Гоголю
Про нашу жизнь убогую,
Ей-богу, этот Гоголь бы
Нам не поверил бы.

Выход из этого одни барды видят в призыве к неким варягам: "Спасите наши души . Другие считают, что лучше "лечь на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать". С чьего это голоса? Даже враждебные нам радиостанции и газеты все чаще воздерживаются от таких приемов. Эти же песни-сплетни, песни-пасквили, в которых секс, индивидуализм, глумление над человеком смешаны с махровой антисоветчиной, распространяются, по существу, свободно. Вот до чего доводит отдельных бардов отсутствие творческого и идейного контроля. В таких песнях нет ни грана правды, принципиальности.
Большую, пусть даже горькую, правду можно и должно высказывать открыто и прямо - средств для этого предостаточно. Можно и должно, однако для этого надо иметь за душой гражданское мужество, зрелость, глубокую убежденность. И самое главное - надо иметь, что сказать, что спеть людям.
На вечере выступили инженеры, рабочие, студенты, творческая молодежь. Они со всей прямотой сказали:
- За "творчеством" отдельных бардов нет ничего, никакого общественного мнения. Кто им дал право судить о народе и обращаться к нему?
Вечер показал, что пришла пора во весь рост встать на борьбу с безвкусицей, пошлостью, аполитичностью

С ЧЕГО начинать? Может, с анализа того, что привлекает молодых в сомнительного качества музыке? Как сказал один из выступающих: "поискать. на чем нас покупают, представить эту песенную якобы смелость в истинном виде". И главное, над чем необходимо задуматься: что мы предложим взамен? Вечер поставил этот вопрос. Комсомольский актив пока не был готов на него ответить А думается, не случайно Белкин "возник" на предприятии, где уже два года не могут найти пропагандистов, где все это время политической учебы практически нет.
Но это, в конце концов, разговор не только одного вечера. Нужны встречи, творческие, в разной обстановке, разговоры по существу. Нужно дать отпор тем, кто портит песню, кто подменяет ее дурно пахнущим суррогатом.


"Тюменский комсомолец" (Тюмень) 14 июня 1968 года
Cмотрите также
Наверх